АПТСБ

Ассоциация предприятий технических средств безопасности

30 июня 2022 г. на площадке Российского союза промышленников и предпринимателей (далее – РСПП) состоялось совместное заседание Комиссии РСПП по безопасности предпринимательской деятельности и негосударственной сфере безопасности совместно, Рабочей группой Московской торгово-промышленной палаты по выработке предложений по вопросам совершенствования механизмов регулирования рынков технических средств безопасности и ОПОРА России на тему: «Совершенствование условий безопасного и комфортного проживания граждан в многоквартирных домах за счет применения цифровых технологий и создание благоприятной инвестиционной среды».

Настоящий круглый стол является продолжением совместной работы Ассоциации предприятий технических средств безопасности по данной тематике совместно с РСПП, МТПП, ОПОРА России АО «НИС», ВНИГОиЧС, Координационным советом НСБ России, регионами России и федеральными ведомствами.

Обсуждение данной тематики проходит на разных площадках включая международную выставку Интерполитех, РСПП, МТПП, регионы России и будет продолжаться дальше.

На встречах принимали участие депутаты ГД РФ, МГД, Минстрой России, Минцифры России, ФАС России, представители правительства Москва, Московской области, Санкт-Петербурга, телекоммуникационные компании, общественные объединения, малые предприятия, эксперты.

За это время участниками круглых столов удалось выработать подходы к решению поставленных вопросов и подготовить предложения по принятию новых законодательных актов, внесению изменений в ряд действующих законодательных актов России и нормативные документы, которые были направлены участникам предыдущих круглых столов и Председателю Правительства России Мишустину М.В.

Угрозы безопасности, в том числе в социальной сфере, своеобразны и многочисленны. Но, как показывает практика, выстраивать для противодействия каждой из них какую-то обособленную систему не только нецелесообразно, но и контрпродуктивно. Уже давно в полный голос заявила о себе необходимость разработки комплексного и системного подхода к обеспечению безопасности, и в компетентном сообществе всё чаще говорят об активизации работы в этом направлении.

Такая позиция следует из Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» стратегическим направлением государственного управления становится цифровая трансформация, в том числе и в вопросах обеспечения безопасности жизнедеятельности. При этом цифровая трансформация – это не просто информатизация процессов управления, это их коренная модернизация на основе специального разработанного нормативно-правового обеспечения и использования самых современных информационных технологий. Основная цель цифровой трансформации регионального государственного управления мероприятиями по предупреждению и ликвидации негативных последствий кризисных и чрезвычайных ситуаций – дальнейшее повышение эффективности антикризисного управления и достижение его цифровой зрелости. В конечном счёте, речь идёт о формировании единой цифровой экосистемы безопасности жизнедеятельности как важной составной части общей экосистемы цифровой экономики, которая обеспечивает устойчивость социально-экономического развития субъектов РФ.

Для решения актуальных задач по цифровой трансформации регионального антикризисного управления необходимо соответствующее «развитие нормативно-правого обеспечения по вопросам создания и внедрения КСОБЖН на территории субъектов РФ», а также необходима разработка Федерального закона «О комплексной системе обеспечения безопасности жизнедеятельности населения».

Разрабатываемый законопроект должен способствовать выстраиванию чёткой вертикали власти в регионах, что позволит в будущем структурировать систему оказания экстренной помощи в целом и сделать её единой на всей территории РФ,

Обеспечение безопасного и комфортного проживания жителей многоквартирных домов (МКД) должно стоять во главе угла. Запирающие устройство входной группы МКД не эстетический элемент, а реальная защита населения от внешних и внутренних угроз, в том числе и террористических. В первую очередь это элемент определённого взаимодействия с системами «Безопасный город» и «Умный город».

Все те проблемы, которые возникают в отрасли Технических средств безопасности вытекают из-за несовершенства юридических норм, регулирующих сферу технических средств безопасности. Основная сложность заключается в том, что ст. 36 «Право собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме» ЖК РФ существенным образом не менялась с 2006 года. Нормативная база, которая регламентирует деятельность технических средств безопасности МКД, сейчас реализуется таким образом, что многие эксплуатирующие ведомства воспринимают запирающие устройства как часть общего имущества собственников МКД. Зачастую злоупотребления переходят все дозволенные границы вплоть до порчи оборудования, позволив добиться их основной цели, то есть перераспределения рынка, вразрез с антимонопольным законодательством.

На сегодняшний день важно и возможно, чтобы практически реализовалось право собственников МКД и поставщиков услуг в заключении прямых договоров на обслуживание запирающих устройств в тех случаях, когда оно не отнесено к системе общего имущества МКД, а уточнить это можно в открытом информационном доступе.

В жилищном законодательстве необходимо предусмотреть отдельное положение, а именно, «дополнительные услуги», к которым можно отнести как раз услуги по обслуживанию домофонного оборудования. С принятием этой нормы, возможно, будет решён вопрос о заключении прямых договоров собственников МКД с поставщиками услуг. Тем более, что на рынке подобная форма взаимодействия с ресурсоснабжающими организациями уже существует. Кроме того, необходимо для единых расчётных центров отрегулировать процедуру начисления за услуги. В целях защиты прав собственников и поставщиков услуг на законодательном уровне необходимо разработать чёткий регламент проведения общих собраний, дабы избежать фальсификаций со стороны недобросовестных участников рынка.

Работа по совершенствованию законодательной базы и нормативных документов г. Москвы, в том числе и в целях противодействия коррупции, ведется в МТПП Рабочей группой по выработке предложений по вопросам совершенствования механизмов регулирования рынков технических средств безопасности под руководством Виктора Михайловича Васильева, председателя Общественного совета при ГУ МВД России по г. Москве. В чатности Васильевым В.М. и членами Робочей группы подготовлены предложения по проведению общественного контроля со стороны МТПП собраний собственников жилья по выбору обслуживающих организаций осуществляющих техническое обслуживание входных групп, домофонов, запирающих устройств и видеонаблюдения, а так же изменению стоимости этих услуг вызванных ростом цен, всвязи с действием недружественных стран. Материалы в настоящее время согласовываются с подразделениями Правительства г. Москвы.

В заключение участники заседания, приняли решение о подготовке резолюции по его итогам с учётом всех высказанных мнений и опыта Рабочей группы МТПП. Текст резолюции будет разослан всем участникам мероприятия для дальнейшего согласования и формирования Рабоей группы экспертов при ГД РФ и Минстрое России.