29 сентября 2023 г. НКО «Ассоциация предприятий технических средств безопасности» организовала рабочую встречу в Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России) по вопросам проблем рынка технических средств безопасности (запирающие устройства, системы контроля доступа) на территории города Москвы и субъектов Российской Федерации, меры по защите инвестиций в сфере технических средств безопасности (ТСБ).
Совещание проведено в формате обсуждения Резолюции 15 августа 2023 года, подготовленной Комиссией РСПП по безопасности предпринимательской деятельности по итогам круглого стола на тему: «Проблемы формирования рынка технических средств безопасности в многоквартирных жилых домах г. Москвы, Подмосковья, Санкт-Петербурга, других регионов страны».
Основные обсуждаемые вопросы:
- Обеспечение законности при проведении общих собраний собственников и механизмы защиты прав собственников и предпринимателей (поставщиков услуг).
- Коллизии норм жилищного и гражданского законодательства при реализации понятия «общее имущество», объем прав управляющей организации в отношении выбора специализированной организации, осуществляющей техническое обслуживание домофона в МКД.
- Предложения Минстроя России по разработке обозначенных проблем и поиск путей решения.
Позиция Минстрой России обозначена Начальником отдела управления жилищным фондом и предоставления коммунальных услуг Нифонтовым Дмитрием Юрьевичем:
Порядок отнесения запирающего устройства к составу общего имущества определен и включает два критерия, либо домофон включен в проектную документацию, либо собственники включили его в перечень оборудования, переданного управляющей организации (протокол общего собрания).
Вместе с тем законодательство предусматривает критерии отнесения ЗУ к составу общего имущества:
- подпункт «а» п. 1 ПП-491 : состав общего имущества определяется собственниками помещений в многоквартирном доме – в целях выполнения обязанности по содержанию общего имущества;
- пункт 17 1 ПП-491 собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
- пункт 24 1 ПП-491: сведения о составе и состоянии общего имущества отражаются в технической документации на многоквартирный дом.
По данному пути идет и судебная практика.
Варианты мер по решению данной проблемы:
- Внесение изменений в ЖК РФ (ст. 36, ст. 162 ЖК РФ) для устранения указанной коллизии.
- Создание подзаконных актов, уточняющих положения ЖК РФ в части реализации прав при проведении общих собраний в тех случаях, когда ЗУ не отнесено к составу общего имущества, а именно при отсутствии его в проектной документации и в протоколе общего собрания при наделении управляющей организации полномочиями по договору управления (перечень имущества к договору)
- Наделение органа жилищного надзора (Государственная жилищная инспекция, ГЖИ) функцией регулятора по спорным / конфликтным ситуациям между собственниками многоквартирных домов (МКД) и инициатором общего собрания при передаче материалов общих собраний собственников для хранения в орган жилищного надзора в порядке ст. 44-47 ЖК РФ.
- Наделение органа жилищного надзора (Государственная жилищная инспекция, ГЖИ) функцией проверки инициативы /инициатора и материалов при подготовке и проведении ОСС По такой инициативой следует понимать достаточную проработку при подготовке повестки, а также наличие достаточных оснований к смене поставщика, направленное на реализацию интересов собственника.
К обязательным материалам собрания, должно в обязательном порядке относиться коммерческое предложение нового поставщика, уведомление о проведении собрания в адрес действующего поставщика для предоставления своего коммерческого предложения, уведомление о результатах собрания, направленное в адрес предшествующего поставщика (уже закреплено нормативным актом ДЖКХиБ, но на практике игнорируется), уведомление должно содержать порядок его обжалования. Мнение о необходимости коммерческого предложения как основания для инициативы проведения общего собрания поддержано Московским УФАС в качестве меры по обеспечению законности при проведении общих собраний по обращению предприятий членов НКО «Ассоциация предприятий технических средств безопасности»
- Рассмотрение иных вопросов, в том числе о возможности закрепления права голосования жителей одного подъезда, а также заключение прямых договоров с поставщиками услуг при отсутствии включения объекта услуг (ЗУ) в состав общего имущества по указанным выше критериям.
Итоги совещания:
Инициатива Комиссии РСПП по безопасности предпринимательской деятельности и НСБ, НП ОБЖД «БЕЗОПАСНЫЙ ДОМ», НКО «Ассоциация предприятий технических средств безопасности» направлена на поддержку предприятий малого бизнеса в сфере технических средств безопасности, а также на создание дополнительных мер по защите жилищного фонда, жизни и здоровья граждан при чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и террористического характера.
Участники признали проблему актуальной и значимой, выразили единодушие объединить усилия по ее разрешению.
Принятое решение: провести рабочее совещание по заявленной тематике в период с 04 по 08 октября 2023 г.
п. 1 ч. 1 ст. 181.4 ГК РФ
Решение собрания может быть признано судом недействительным при нарушении требований закона, в том числе в случае, если:
1) допущено существенное нарушение порядка принятия решения о проведении, порядка подготовки и проведения заседания общего собрания или заочного голосования участников общества, а также порядка принятия решений общего собрания, влияющее на волеизъявление участников собрания