АПТСБ

Ассоциация предприятий технических средств безопасности

Ассоциация предприятий технических средств безопасности приняла участие в работе 9 форум негосударственной сферы безопасности России.

В структуре негосударственной сферы безопасности России Ассоциация ведет направление по развитию технических средств безопасности, а так же занимается вопросами молодежной политики.

19 апреля 2023 года в Московской торгово-промышленной палате прошел 9 форум негосударственной сферы безопасности России. Темы обеспечения безопасности привлеки внимание экспертов, представителей бизнеса и общественных организаций.

Мероприятие, организовано Гильдией негосударственных структур безопасности МТПП, Комитетом МТПП по молодежной политике, Координационным советом НСБ России и ООО «ОВК «БИЗОН», было посвящено вопросам развития комплексной системы безопасности в столице.

Целью форума стало обсуждение перспектив развития негосударственных структур безопасности на федеральном и региональном уровнях, а также возможностей сотрудничества с государственными органами власти и силовыми структурами. В рамках мероприятия были представлены передовые практики организаций негосударственной сферы безопасности.

Открывая форум, Президент МТПП Владимир Платонов подчеркнул важность развития негосударственного сектора и сотрудничества между структурами НСБ и государственными органами власти, а также внедрения новых технологий и методов работы.

На встрече был дан старт работе организационного комитета десятого юбилейного форума НСБ «Безопасная столица». Само мероприятие состоится на площадке международной выставки средств обеспечения безопасности государства «ИНТЕРПОЛИТЕХ» в октябре 2023 года.

Развитие негосударственных структур безопасности является приоритетным направлением, а сотрудничество между НСБ и государственными органами власти, а также организация совместных проектов с бизнесом в области охраны и пожарной безопасности – ключевыми инструментами поддержания безопасности и стабильности в нашей стране.

Одной из задач безопасного и комфортного проживания граждан в многоквартирных домах является совершенствование технических средств безопасности МКД за счет применения цифровых технологий и создания благоприятной инвестиционной среды в сфере применения этих технологий. Об этом на мероприятии рассказал в своем выступлении Заместитель председателя Гильдии НСБ МТПП — Каленов Андрей Васильевич, заместитель председателя Гильдии НСБ МТПП, руководитель секции технических средств безопасности

Существенным ограничивающим фактором является общепринятое отнесение систем контроля доступа (домофон) к жилищной сфере. Нормы и правила жилищного законодательства, предусматривают отнесение всего имущества многоквартирного дома к составу общего только по одному признаку – обслуживание более одного помещения (ст. 36, 162 ЖК РФ).

Вместе с тем, во многих случаях, домофон является собственностью самого поставщика и в составе общего имущества МКД отсутствует, в договоре управления также не включен в перечень имущества, права на управление которым переданы собственниками управляющей организации. Такое оборудование не имеет нормативного закрепления, распространение полномочий управляющих компаний на него незаконно.

В результате на практике компании сталкиваются с двумя серьезными проблемами:

  1. монопольное право на выбор поставщика услуг и контроль этого вопроса фактически безраздельно получают управляющие организации.
  2. оспаривание протокола общего собрания – крайне длительная и сложная процедура, иск может быть предъявлен исключительно собственником, что на практике реализуется крайне трудно, сам поставщик в таком праве серьезно ограничен, что не дает ему гарантий по объектам реализации услуг, объемам выручки, планированию и развитию деятельности.

Как правило жители не вникают в процесс выбора поставщика, если резко не поднимается цена услуги. Поэтому оспорить протокол ОСС практически невозможно. Получить бланки голосования (решения собственников по каждой квартире, чтобы убедиться в их реальности и наличии кворума – тоже не получится, данные документы защищены законодательством о персональных данных и могут быть предоставлены только по запросу суда или полиции.

Как видим, домофонная компания работает исключительно за счет своего предпринимательского риска и гарантий защиты прав фактически не имеет, поскольку такая защита требует несоразмерных усилий и средств (судебные споры, заявления в полицию, работа с жителями и проч.).

Компаниям не выгодно вкладывать деньги в бизнес, который завтра могут забрать одним росчерком в протоколе, составленном по инициативе управляющей компании.

Проблема усугубляется с учетом развития цифровых технологий в сфере ЖКХ, в частности реализацией проекта «Электронный дом» (см. Постановлением Правительства Москвы 27.02.2018 г. № 115-ПП в части электронного протокола, Постановление Правительства Москвы от 22.12.022 г. № 3036-ПП «О реализации проекта «Электронный Дом» «Об автоматизированной цифровой системе «Электронный дом», Постановлением Правительства Москвы 27.02.2018 г. № 115-ПП в части электронного протокола,).

Проект заявлен разработчиками как «платформа для взаимодействия жителей и управляющих компаний», что сразу предполагает реализацию проекта исключительно в отношении общего имущества собственников МКД (ст. 290 ГК РФ, ст. 36 ЖК РФ).

При этом система «Электронный дом» и предлагаемые для ее реализации компании, в частности ГКУ «Новые технологии управления» не учитывают обозначенной проблематики, диалог еще не выстроен и требует грамотного и очень профессионального подхода с привлечением как Департамента информационных технологий, ДЖКХ,  так и представителей Префектур, органов исполнительной власти всех уровней и конечно тех предприятий которые хотят участвовать в этом проекте.

Аналогично диалог подлежит выстраиванию с телекоммуникационными компаниями и крупными игроками рынка, поскольку здесь существуют прямые риски нарушения антимонопольного законодательства, ведь большинство домофонных компаний – это предприятия малого и среднего бизнеса, а операторы связи с телекоммуникационные компании, которые имеют серьезные преференции, государственное финансирование проектов и проч.

Выходом из сложившейся ситуации является признание сферы запирающих устройств в МКД самостоятельной специальной отраслью и разработка соответствующего законодательства. Первым этапом такого шага явилось бы внесение изменений в ЖК РФ в части положений, регулирующих порядок управления общим имуществом и его состав.

Попытки создания правил формирования собственниками состава общего имущества безрезультатно предпринимаются с 2007 года. Уникальная правоприменительная практика компаний участников НКО «Ассоциация предприятий технически средств безопасности» планомерно отработанная с 2016 года позволила получить судебные акты судов высших инстанций и закрепить конкретные нормативные конструкции, которые позволили бы решить данную проблему и предоставить возможность собственникам напрямую решать вопрос о выборе поставщика услуги, объеме услуг и их стоимости, а предпринимателям – иметь гарантии инвестиций.

На площадке МТПП в 2022 году неоднократно проводились круглые столы с участием Минстроя РФ, ГД РФ, Минцифры РФ, Правительств Москвы, МО, Спб, ФАС но к сожалению наши инициативы остались без должного внимания.

Направления работы по этой проблематике группируются следующим образом:

1) работа по внесению изменений в действующее законодательство на площадке МТПП и РСПП, рабочее взаимодействие с отраслевыми комитетами Правительства Москвы, органов исполнительной власти, министерств и ведомств – получение компетентных мнений, предложений

2) работа с муниципальными структурами, администрациями, Префектурами, Управами, управляющими организациями на уровне города и районов –  по вопросам реализации конкретных решений и инициатив ДИТ

3) работа с жителями МКД, сбор статистики запросов и жалоб жителей на превышение полномочий управляющими компаниями, незаконную смену поставщика, навязывание услуги или изменение существенных условий договора, разбор проблемных ситуаций, организация доступной и качественной квалифицированной правовой помощи в случаях нарушения прав собственников на выбор поставщика, незаконной смене поставщика услуг по техническому обслуживанию запирающих устройств вплоть до возбуждения уголовного дела по каждому факту подделки протоколов общих собраний собственников (ст. 327, 159 УК РФ)

4) системная работа с компаниями-поставщиками и «предприятиями-спутниками» по сопутствующим отраслям, помощь в правовой подготовке условий для безопасного ведения бизнеса, профилактирование  рейдерских захватов, урегулирование спорных ситуаций, фактов недобросовестной конкуренции, выстраивание взаимодействия с операторами связи и телекоммуникационными компаниями при наличии общей цифровой инфраструктуры на объекте (МКД).

Возникают и другие проблемы. Так, например, на протяжении последних лет компании встречаются с проблемой некачественных подъездных дверей для установки на них своего оборудования. Двери выполняются из настолько некачественного и тонкого металла, что их можно открыть рывком, погнуть, пробить. Доводчики и электрозамки невозможно надежно закрепить, они падают и могут травмируют людей, ситуация неприемлемая.

Проблема недостатков дверей подъездов МКД на территории г. Москвы требует отдельного внимания, поскольку создает прямую угрозу жизни и здоровью граждан. Тонкий металл, не позволяющий обеспечить надежное крепление, слабый сварочный шов, недостаточная толщина металла позволяет открыть дверь физической силой без применения каких-либо спецсредств. Такие двери не позволяют обеспечить безопасность.

Рабочей группы по выработке предложений по вопросам совершенствования механизмов регулирования рынков технических средств безопасности, которую возглавляет директор Департамента по работе с общественными структурами МТПП Васильев Виктор Михайлович в 2022 году ситуация взята под контроль.

Получены разъяснения от ДЖКХ г. Москвы о том, что при выполнении работ по капитальному ремонту многоквартирных домов на территории города Москвы входные двери должны соответствовать техническим характеристикам в соответствии с ГОСТ 31173-2016 Блоки дверные стальные.

К сожалению условия этого ГОСТа не всегда выполняются. Двери поставляются без   доводчиков и  замков. У обслуживающих компаний начинаются споры с жителями и УК о том кто должен поставить новые доводчики и замки. А тот кто ставит несет ответсвенность за установку. А если двери из тонкого металла, тоустановленные замки могут быть вырваны при открывании дверей.

В качестве предложения по решению этих проблемных вопросов предлагается следующий план работы.

  1. Продолжение работы на площадке Московской торгово-промышленной палаты, РППП в составе профильных комитетов и рабочих групп.
  2. Подготовить в мае 2023 года провести круглый стол по обозначенной проблематике, на который пригласить уполномоченных представителей ДЖКХ, Департаметта капитального строительства, Префектур всех административных округов города Москвы с целью